Персональный сайт воспитателя Костенко Марины Александровны
Проект "Народные промыслы" ( матрёшка )Проект «Народные промыслы» ( матрёшка ) Подготовила: Костенко М.А Вид проекта: информационно – творческий. Продолжительность: краткосрочный (11.02.19 – 22.02.19) Участники проекта: воспитатель, дети, родители. Актуальность проекта: обусловлена большой значимостью воспитания нравственно - патриотических чувств у дошкольников в современном обществе. Если знакомить дошкольников с народными промыслами России, мастерством русских умельцев и русским фольклором, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Цель: воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки. Задачи: 1. Познакомить детей с прекрасными творениями народных умельцев дымковской игрушки, хохломских и городецких изделий, гжельской посуды, видами русской матрешки. 2. Формировать у детей патриотические чувства: чувство любви и гордости к Родине на основе изучения народных промыслов России. 3. Развивать художественно-творческие способности в процессе восприятия произведений декоративного искусства и детской деятельности: аппликация. 4. Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, уважение к культуре, русским традициям и промыслам, мастерам народного промысла. 5. Донести до воспитанников, что они являются носителями великой русской культуры, наследниками великих мастеров. Предполагаемый результат: 1. Познакомить детей и привлечь родителей к историческому и культурному наследию; 2. Закрепление знаний и представлений детей о народных промыслах России; 4. Развитие творческого воображения и творческого мышления Продукт проекта: самостоятельная творческая деятельность детей: украшение сарафана матрёшки геометрическими фигурами. Этапы проведения проекта: Подготовительный этап Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки …); Подготовка картотеки хороводных и подвижных народных игр; Подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов; Подготовка материала для творческой деятельности детей. Основной этап
Заключительный этап Итоговое мероприятие: самостоятельная творческая деятельность детей: украшение сарафана матрёшки геометрическими фигурами. Цель: обобщить полученные детьми знания о матрешки, ее появлении в истории русской культуры. Вывод: В результате проведения проекта у детей появилось желание больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа. Таким образом, тема «народные промыслы» в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает в детях, любовь к своей Родине. Ведь без знания детьми народной культуры не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребенка. Приложение Беседа Что такое народная игрушка?
Детские стихи про матрешку Эх, матрешечка-матрешка,
***
***
***
***
***
Автор: Наталья Акишкина. Орлов В.
Салов Н.
Разложишь и поставишь рядышком —
В кружок поставишь — тут же за руки,
Глаза красивые, блестящие
***
Матрешкины потешки Хлебом-солью всех встречаем,
Как у нашей у Хохлатки
На заре трубит рожок,
Ходят куры в стороне,
Пряники печатные,
Любят маленькие детки
Я цветочек вышила,
Очень любим мы, матрешки,
Дуйте в дудки, бейте в ложки!
Весь народ глядит в окошки:
Шли подружки по дорожке,
Шла по ягоду Матрешка,
Сели мы на карусели,
Мышку встретили подружки
У торговца, у торговки
Пыль клубится по дорожке —
Мы до полночи гостили,
Заклички и прибаутки *** Дождик, дождик, веселей
Будет травка гуще.
*** Выйди, выйди, солнце,
*** Солнышко, солнышко,
*** Радуга-дуга,
*** Божья коровка,
*** Улитка, улитка!
*** Улитка, улитка.
*** Котик, коток,
*** У лисы боли,
*** У волка боли,
*** У сороки заболи,
Петушок (Г. Лагздынь) Петушок, петушок,
Ты куда (О. Бедарев) — Гусь-гусёк, куда пошёл ты?
Федул - Федул, что губы надул? - Кафтан прожёг. - Можно зашить? - Да иглы нет. - А велика дыра? - Один ворот остался (рис. 4). Рис. 4. Федул (Источник) Храбрец - Я медведя поймал! - Так веди сюда! - Так не идёт. - Так сам веди! - Да он меня не пускает! (рис. 5) Рис. 5. Храбрец (Источник) Собака - Собака, что лаешь? - Волков пугаю. - Собака, что хвост поджала? - Волков боюсь. Подумайте, чем отличаются прочитанные выше стихи от потешек? И те, и другие весёлые, но последние стихи построены в виде диалога (разговора двух людей или животных). Это не потешки, это – прибаутки. В народе маленькие сказки, короткие смешные рассказики иногда в виде диалога, называют прибаутками. Прибаутки отличаются от пестушек и потешек тем, что они не связаны с какими-то игровыми движениями. Но в них присутствует какой-то сказочный сюжет. Например: Непоседа-малышок, Светлая головушка, Заливается, поёт, Прямо как соловушка! Не беда, что нет уменья, Много радости от пенья (рис. 6). Рис. 6. Малыш (Источник) Уходи с дороги кот! Кукла Танечка идёт, Кукла Танечка идёт, «ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ» (консультация для родителей) В современных условиях наступления «массовой культуры» становится актуальной, довольно острой проблема сохранения, а порой и возрождения национального самосознания, осознания принадлежности к своему народу, к своим корням, воспитания духовно богатой личности. Если мы хотим воспитать в наших детях высокую нравственную культуру, доброту, любовь и уважение к самому себе, к другим людям (гуманизм, толерантность), то все лучшее, что создано веками нашими предками, мы должны возвратить подрастающему поколению. Чтобы дети знали и помнили, как жили их деды и прадеды, не были “Иванами, не помнящими родства”. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя, как личность любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки. Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями русской народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Для этого необходимо обратится к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь русского народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков. Русский танец, русская песня, русская музыка, должны стать частичкой жизни ребёнка. В народном сознании издревле большое место занимали представления о душе, стыде, совести, грехе, доброте, справедливости, правде. На Руси считались грехом нравственные преступления: ложь, клевета, зависть, гнев, воровство, скупость, немилосердие и т.п. Считалось, что у человека, не совершавшего при жизни добра, умирало не только тело, но и душа. Все духовные ценности были вплетены в единую ткань и осознавались неразрывно. Об этом можно судить по тому огромному количеству пословиц, поговорок, сказок, которые образуют своего рода кодекс народной мудрости и нравственности, служивший нашим предкам идеалом в жизни и труде. Духовные ценности служили ориентиром в жизни русского человека. Русское народное искусство, русская национальная культура должны стать стержнем и основой для возрождения русской духовности. Особенно это важно для становления личности ребёнка. Посредством народной культуры развиваются духовно-нравственные качества личности ребёнка, навыки культурного поведения. Общечеловеческие ценности, несомненно, должны внести вклад в воспитание чувства красоты и добра. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. На основе знакомства с народным искусством дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобразительные). Слушая сказку, получают представление о добре и зле. Рассматривая произведения декоративно - прикладного искусства, дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов. Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми. Народная культура — это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее, источник чистый и вечный. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство — это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.Приобщение детей к семейно – бытовым традициям, обычаям, уважению и почитанию старших, секретам взаимного уважения и «лада» в семье должно начинаться в семье. Главный воспитатель ребенка – это семья. Народное искусство своей гуманностью, жизнеутверждающей основой, яркостью образов и красок вызывает у детей хорошее настроение. Их веселит мягкий юмор потешек, успокаивает колыбельная песня, вызывает смех, улыбку задорная пляска, музыкальные игры, хороводы. И все это обеспечивает психологическую нагрузку. В результате выходит тревожность, страх, угнетенное состояние. Появляется спокойствие, чувство защищенности, уверенности в себе, своих силах, ощущение радости. Примером сложившихся на всём протяжении человеческого развития и передаваемых из поколения в поколение положительных установок, охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни, в которых добро побеждает зло, а мудрость - глупость. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Ведь воспитание детей в национальных традициях положительно влияет на духовное и эстетическое развитие детей. Конспект итоговой НОД по проекту «Украсим сарафан матрёшке» (аппликация ) Цель: создать у детей интерес к народной игрушке, стремление украсить сарафан матрешки узором, используя геометрические фигуры. Задачи: 1) Развивающие задачи: обогащать знания детей об одежде, учить видеть декор, узор на одежде, развивать ориентировку на силуэте матрешки, глазомер, мелкую моторику рук. 2) Воспитательные задачи: учить внимательно, слушать педагога и ответы других детей, не перебивать товарища. 3) Образовательные задачи: закреплять знания детей о матрёшке. Оборудование и материалы: набор матрешек, готовые заготовки в форме матрешек кусочки цветной бумаги (украшение для матрешек, клей.) Ход мероприятия НОД Ребята, а посмотрите, какая игрушка у меня есть: - Я, матрешка - сувенир, В расписных сапожках. Прогремела на весь мир Русская матрешка! Мастер выточил меня Из куска березы, До чего ж румяная, Щеки, словно розы! -Ребята, как называется эта игрушка? (матрешка) - Матрешка, старинная традиционная, народная игрушка. Её не случайно называют народной, потому что она сделана добрыми руками русских людей. -Ребята, посмотрите, сколько здесь матрёшек. Какая она? (нарядная, расписная, красивая) -Почему она расписная? (сарафан украшен цветами) -Из чего сделана матрешка? (из дерева) -Ребята, а вы знаете, что куклу-матрёшку делают с секретом? (Матрёшка раскрывается). Я сейчас покажу. Пять кукол деревянных, Круглолицых и румяных, В разноцветных сарафанах На столе у нас живут, Кукла первая толста, а внутри она пуста. Разнимается она на две половинки. Эту куклу открой – Будет третья во второй. Половинку отвинти, плотную, притёртую и сумеешь ты найти куколку четвёртую. Вынь её да посмотри, Кто в ней прячется внутри? Прячется в ней пятая, куколка пузатая. Вот поставленные в ряд сёстры-куколки стоят. Посчитаем вас опять: раз, два, три, четыре, пять. -Посмотрите ребята, у вас на столах лежат матрешки, но вот платья у них совсем не нарядные, давайте с вами украсим платье нашим матрешкам. -Чем мы можем украсить платье? -Молодцы ребятки! Узоры бывают разные и полосочки, и цветочки. А мы с вами украсим сарафан различными геометрическими фигурами. Скажите, какие геометрические фигуры вы знаете? -Молодцы ребята! Прежде чем начать украшать платье нашей кукле-матрешки давайте с вами не много отдохнем. Вставайте около своих стульчиков. -Мы, матрешки, вот такие крошки. (Руки на поясе, дети выполняют приседания с поворотами вправо и влево) Посмотрите, вот у нас красные сапожки. (Руки на поясе, движение «ковырялочка», завершаемое тремя притопами) Мы, матрешки, вот такие крошки (Руки на поясе, приседания с поворотами вправо и влево) Посмотрите, вот у нас розовые щечки (Растирание руками щек) Мы, матрешки, вот такие крошки (Руки на поясе, приседания с поворотами вправо и влево) Посмотрите, вот у нас яркие платочки. (Повороты головы вправо-влево, взявшись за «кончики платочков») -А теперь садитесь на свои места. Посмотрите сколько разных геометрических фигур лежат у вас на столах. Давайте, ребятки, наклеим геометрические фигуры которые у вас на столах на сарафанчик матрешке и у нее получится красивый наряд. Для этого берем наши фигуры и выкладываем узор на сарафане. -Теперь берем клей, намазываем клеем фигуры и начинаем приклеивать их к сарафану матрешки. -Молодцы ребята, посмотрите какие красивые матрешки у нас получились. Подарите своих матрешек тем, кого вы очень сильно любите, ведь кукла-матрешка - это заботливая, добрая, надежная мама, которая объединяет, сближает и защищает маленьких и слабых. Такую игрушку делают только в нашей России, только русские мастера. И вот теперь ваши матрешки будут согревать сердца тех, кому вы их подарите.
21 февраля 2019 в 23:26
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.